поиск
Распечатать

«Изборский клуб» на земле Приднестровья

© MOLDOVAinform

18 Июня /MOLDOVAinform/. 15 июня в Приднестровском государственном университете в Тирасполе прошло выездное заседание «Изборского клуба». Одновременно в мероприятии принял участие приехавший в столицу ПМР по своей инициативе директор Института стран СНГ Константин Затулин.

История империй

«Изборский клуб» – это собрание российских интеллектуалов-государственников, разрабатывающих концепцию выхода России из кризиса, интеграции на постсоветском пространстве, а также анализирующих тенденции развития современного мира. В Тирасполь прибыли главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов, политолог Александр Дугин, экономист Андрей Кобяков. Ожидалось прибытие директора Института глобализации Михаила Делягина и видного экономиста Михаила Хазина, но они по каким-то причинам не приехали.

От приднестровской власти присутствовали министр иностранных дел Нина Штански и спикер ВС ПМР Михаил Бурла, который почему-то не находился в президиуме мероприятия и не держал речь перед собравшимися в зале приднестровскими общественниками, а также студентами и преподавателями ПГУ.

Александр Проханов подчеркнул, что современные идеологии создаются на «поле боя и в великих трудах». Задача – создать русскую идеологию, для чего требуется выяснить: будет ли Россия империей или национальным государством? В 2008 году «авангардная российская политика вышла через Рокский тоннель» во время Кавказской войны, когда армия России пришла на помощь Южной Осетии и Абхазии. Вообще история России – это история империй, сделал вывод писатель.

Первая империя – Киевско-Новгородская, погибшая под ударами полчищ Батыя.

Вторая – Московское царство, выдвинувшее концепцию «Третьего Рима». Это царство пало во время Смуты.

Третья – 300-летняя империя Романовых, разрушенная в 1917 году.

Четвёртая – империя Сталина, который вытащил страну из «красного болота».

Прообраз Пятой империи – это евразийский проект, в котором у ПМР будет «своё, мистическое место».

Евразийство как альтернатива

ПМР была оценена А.Прохановым как «лампада имперского сознания», как территория, «не предавшая имперскую задачу и имперскую мечту». В развитии державной темы А.Дугин сказал, что патриоты пытались спасти СССР с изменением идеологии страны. По его мнению, евразийство является всемирной идеей, что доказывается выступлениями французского народа против своей проамериканской элиты как раз тогда, когда в Париже проходила конференция по евразийству. Евразийство – это революционная альтернатива либеральной модели экономики и демократии, исповедуемой Западом.

Сегодня, рассуждал А.Дугин, необходим многополярный мир; прежде всего, потому что Запад атакует суверенитеты стран мира. В этих условиях президент России Владимир Путин «ведёт политику в рамках возможного».

Лицом к лицу лица не увидать…

Надо сказать, что в своей речи А.Дугин, благодарный властям ПМР за хороший приём, окрестил главу МИД ПМР Нину Штански «новым лицом Приднестровья». Быть может, творческий человек не до конца был осведомлён о политике «малых шагов» по сближению с Молдовой, которую повело «лицо» вместе со своим начальником – президентом Евгением Шевчуком. «Малые шаги» не только не совпали с евразийством, но и оказались прямо враждебны ему – один отзыв законопроекта о переговорах с Молдовой чего стоит…

Между тем, Н.Штански, надеясь, возможно, на забывчивость присутствующих, объявила ПМР «маленькой евразийской моделью». Она даже заявила, что в этом плане «за год мы сделали немало». Если наш министр имела в виду допуск таможенников Молдовы в Приднестровье, включение в переговорную повестку дня «Третьего пакета» с вопросами нахождения на Днестре российских войск и статуса ПМР в составе РМ (а в Кишинёве этот статус видят именно так), то сделано очень даже много. Вот только к евразийству это отношения не имеет. И участие Румынии 26 мая в праздновании Дня Европы в Тирасполе тоже не совсем в интеграцию на постсоветском пространстве вписывается.

По словам Н.Штански, евразийский курс закреплён в Концепции внешней политики ПМР, принятой в 2012 году. Выходило, что ранее курс политики Тирасполя был какой-то не такой. На самом деле именно после прихода во власть Е.Шевчука и Н.Штански Западу и Молдове были сделаны уступки, немыслимые за предыдущие 21 год.

Напрашивается вывод: России адресованы слова и комплименты, а Западу и Кишинёву – реальные дела. Возможно, если бы Запад давал деньги, то Россия не удостоилась бы и слов.

Слова А.Дугина насчёт «нового лица Приднестровья» иронически прокомментировал К.Затулин, сказавший, что он «тоже хочет понравиться Нине Викторовне», а потом перешедший к делу без всякой лирики. Нина Викторовна, не растерявшись, ответила, что Константин Фёдорович давно ей нравится.

Не терять общий язык с Украиной

Проза же такова. Заместитель министра иностранных дел ПМР Игорь Шорников отметил, что потеря рынков ЕС для экономики Приднестровья может означать «коллапс», ибо Молдова готовится подписать с Брюсселем договора об ассоциации и зоне торговли. Кроме того, Тирасполю жизненно важно найти в этих условиях общий язык с Украиной.

Дипломат прямо высказал крайне важную позицию: следует прекратить использование ПМР исключительно как рычаг для влияния на Молдову. Так можно и Молдову, которую привязывает к себе всеми силами Запад, не удержать в орбите российского влияния, и Приднестровье потерять. Ведь Кишинёв может, подчинив ПМР, увести её с собой на Запад как бесправный регион с демонтированной государственностью.

О евразийцах и русских европейцах

Тут слово взял Константин Затулин, обозначив себя как «русского европейца». Указав, что Европа, возможно, не всегда будет придатком США, он добавил, что евразийство всегда будет выгодно, скажем, Казахстану, а вот для русских это не столь очевидно. Взять, к примеру, исламский фактор. Центры ислама не под контролем России. Кроме того, уверен К.Затулин, и в альянсе Россия-Китай, и в блоке Россия-США, Москва окажется младшим партнёром. А это не то, что нам нужно.

Достаточно вернуться к нашему традиционному Православию, сделал вывод директор Института стран СНГ.

Что касается ПМР, то республике целесообразно выдвинуть лозунг вступления в Союз России и Белоруссии. Он отметил, что для РФ Украина «трудный партнёр, если вообще партнёр». Но в то же время «на Украине несколько Украин». И судьба Приднестровья, конечно же, во многом зависит от Украины.

Кто откуда уехал

В ходе ответов на вопросы гости из Москвы также сказали немало интересного.

Так, по словам А.Проханова, в своё время именно группа референтов экс-лидера СССР Юрия Андропова пришла к выводу, что Советский Союз «нерентабелен». Идея была в том, что азиатские народы, быстро увеличиваясь в числе, создавали угрозу будущему русского народа в рамках СССР. В итоге после расчленения Союза 30 миллионов русских оказались отсечёнными от Большой Родины. А русские в собственно России остались «без имперской работы». И всё же мыслитель уверен, что «будущее государство будет имперским».

К.Затулин был краток: надо «дать русскому народу почувствовать себя русским». А ректор ПГУ профессор Степан Берил призвал сохранить культурное, информационное и образовательное пространства бывшего Союза.

А.Кобяков видит в ПМР «катализатора европейской интеграции». А.Дугин объявил Приднестровье «плавающим порталом», после чего вернулся к «лицевой» теме: несколько двусмысленно прозвучала его фраза, согласно которой «в России видят то, что делает госпожа Штански». Госпожа предпочла это не конкретизировать.

К.Затулин добавил: он не видит членство ПМР в Евразийском Союзе до признания Приднестровья. А признание возможно после, например, объединения Молдовы с Румынией. Россия сегодня по-прежнему заинтересована в Молдове. Пока же надо делать так, чтобы у Белоруссии и Казахстана были в ПМР свои интересы.

Словом, резюмировал директор Института стран СНГ, Тирасполю необходимо запастись терпением. Что ж, этого нам как раз не занимать. 23 года – серьёзный срок. Ведь в 1991 году, как сказал сам К.Затулин, никто из нас, приднестровцев, «из страны не уезжал. Это страна уехала из жизни людей».

Андрей Сафонов