29 Июня /MOLDOVAinform/. 27 июня 2013 года Парламент Молдовы ратифицировал соглашение о военном сотрудничестве с Румынией. Отрыв Молдовы от бывшего СССР становится реальностью. Единственная возможность для Москвы сбалансировать ситуацию – активизировать прямое сотрудничество с Приднестровьем.
Что это за соглашение?
Как сообщается, главное в соглашении, прошедшем первое чтение – это создание правовой базы для нахождения в РМ румынских войск. Ранее Кишинёв и Бухарест подписали документ о том, что румынская жандармерия может получить доступ на территорию Молдовы на случай массовых беспорядков в постсоветской республике. Разумеется, жандармы Румынии призваны будут подавить выступления противников поглощения Молдовы Бухарестом и заодно помочь в силовом «решении приднестровского вопроса».
Теперь же вхождение в Молдову из-за Прута может пойти и по линии МВД, и по линии министерства обороны Румынии. Документ подразумевает: консультации, обмен представителями, проведение совместных военных учений, обмен кадрами. Могут создаваться совместные военные инфраструктуры. Даётся добро на «организацию совместного командования на оперативном и территориальном уровнях и соответствующую работу генеральных штабов». Предусматривается «обмен персоналом во время учений», «использование воздушного пространства стран на время совместных учений», обмен документами, в том числе, «картографическое обеспечение» и т. д.
Это значит, что в случае конфликта на Днестре Румыния может подключить свои ВВС для атаки на ПМР и российскую группировку в Приднестровье, а также с помощью своего Генерального Штаба, который, конечно же, помощнее молдовского Главного Штаба, планировать боевые операции. Ясно, что румынские военные возьмут командование на себя.
Наконец, Румыния – член НАТО, что создаёт предпосылки для вступления в возможную новую войну на Днестре сил Северо-Атлантического Альянса.
Румынский рояль в молдавских кустах
Румынское руководство и его младшие партнёры в Кишинёве не случайно избрали для этого шага именно нынешние дни.
Обстановка в зоне молдо-приднестровского конфликта 1992 года сейчас стремительно обостряется. Возможно, остаётся несколько месяцев до окончательного разрыва между Кишинёвом и Тирасполем. В СМИ сообщили: подготовка к подписанию в Вильнюсе договоров о вступлении Молдовы в зону торговли с ЕС и об ассоциации РМ-ЕС завершена. ПМР туда вступать не намерена. Парафирование должно произойти в ноябре-2013 в Вильнюсе на саммите «Восточного партнёрства». Одновременно Кишинёв по линии молдо-приднестровской границы развёртывает 6 миграционных постов, которые будут исполнять де-факто функцию пограничных. Одна из их задач: штрафовать едущих в РМ приднестровцев, не имеющих молдовского гражданства. При этом Кишинёв признаёт, что эту идею ему подкинул ЕС.
Со своей стороны, президент ПМР Евгений Шевчук пообещал «пресекать» разведывательные полёты над территорией республики. Также сообщается, что в Бендеры введены дополнительные приднестровские силы, что вызвало протесты молдовской стороны.
Курс – Одесса!
Очевидно, что Румыния с новой силой готовит поглощение Молдовы. 27 июня прорумынская правящая в Кишинёве «Коалиция проевропейского правления» приняла Договор о пограничном режиме между двумя странами, в то время как между Молдовой и Румынией до сих пор не заключен базовый Договор о госгранице. Как известно, президент Румынии Траян Бэсеску не раз заявлял, что не признает никогда границу, «установленную Сталиным и Гитлером». Он считает, что Парижский договор 1947 года, установивший границу между СССР (куда входила МССР) и Румынией по реке Прут, был навязан Бухаресту по итогам Второй Мировой войны.
И вот теперь румыны создают основу для будущего поглощения: параллельно с военным и полицейским проникновением в Молдову, они уклоняются от закрепления государственной границы с Молдовой по Пруту. Получается, в возможный конфликт в бывшей Советской Молдавии они вступить могут, но границу не признают. Скорее всего, эту границу Бухарест в перспективе видит как румыно-украинскую границу в районе Кучургана, который недалеко от Одессы. А там…
Пока же, как признают сами молдовские парламентарии от правящей КПП, Румыния «даже обсуждать договор о госгранице отказывается». Это логично, коль скоро Бухарест видит Молдову и Приднестровье в своём составе.
Зароем Хельсинкский труп!
Итак, Евросоюз и Румыния выступают провокаторами обострения ситуации на Днестре. ЕС подталкивает Молдову к репрессиям против приднестровцев, не имеющих гражданства РМ. Румыния создаёт основу для военного вмешательства в молдо-приднестровское противостояние.
С точки зрения Брюсселя и Бухареста эти шаги предпринимаются вовремя. Если соглашения в Вильнюсе будут подписаны, то политические переговоры между РМ и ПМР потеряют смысл. В самом деле, о чём говорить, если юридически Молдова уходит в политическую и экономическую сферу влияния ЕС и Румынии, тогда как ПМР держит курс на евразийскую интеграцию? Для Тирасполя крайне важны связи с Москвой и, по возможности, Киевом.
Раз Тирасполь, вопреки желанию Брюсселя и Бухареста, не желает уходить «в Европу через Румынию», значит, полагают в указанных столицах, на него следует надавить.
В этой ситуации Москве следует перестать по каждому поводу оглядываться на Кишинев и начать работать как можно больше напрямую с Приднестровьем.
Думается, необходимо усилить военное присутствие РФ в ПМР, а также начать под любым предлогом широкомасштабное финансирование модернизации и перевооружения приднестровских силовых структур. Также требуется разработать и срочно внедрить программу подготовки кадров для армии, МВД и КГБ ПМР в России. Если в этом как-то примет участие Украина – это ещё лучше, поскольку проникновение Румынии в Молдову прямо угрожает национальным интересам Киева. Впрочем, украинская тема требует отдельного взвешенного разговора.
Если какие-то военные проекты выглядят для Москвы слишком рискованно, можно попытаться запустить их в работу через союзные Приднестровью Абхазию и Южную Осетию. Следует многократно увеличить и прямые связи по всем прочим направлениям.
Если Кишинёв и впрямь переходит под крыло ЕС, нет смысла вообще соблюдать формальности, оставшиеся от умерших свыше 20 лет назад Хельсинкских соглашений.
Андрей Сафонов