
14 Июля /MOLDOVAinform/. СМИ ПМР сообщили: Конституционный Суд ПМР рассмотрит ходатайство Верховного Совета о подтверждении обязанности Президента ПМР подписать 18 принятых нашим парламентом законов, в том числе Закона «О республиканском бюджете на 2013 год», только 5 ноября. Что за этим стоит?
Кто не рискует, тот не отзывает бюджет
Прежде всего, какова основа для такой отсрочки? Формально – устное ходатайство представителя Президента ПМР в Конституционном Суде. Не будем тратить время на обвинения главы государства в демонстрации пренебрежения к иным ветвям власти и Конституционному Суду. Хотя из уважения к государственным институтам ПМР можно было бы снизойти до письменного документа. Сосредоточимся на анализе этой ситуации.
Конечно, Евгений Шевчук был обязан подписать закон о бюджете-2013, поскольку Верховный Совет 25 декабря 2012 года принял данный закон в третьем чтении в полном соответствии с Конституцией и действующим законодательством. То есть парламент сделал всё, как надо.
А вот президент Шевчук и его верный Премьер Степанов вышли за рамки конституционного поля.
Чем это доказывается? Пётр Степанов не имел права заявлять об отзыве проекта бюджета, потому что Правительство, вопреки закону, не проводило накануне своё заседание и не оформляло решение об отзыве проекта бюджета официальным протокольным решением. П.Степанов единолично заявил об отзыве после того, как Закон о бюджете-2013 был принят.
И только потом, задним числом, степановское Правительство составило тот документ, который должен был быть готов уже к заседанию ВС ПМР, решившего окончательно принимать бюджет.
Это – демонстративное нарушение закона. За него следует отвечать. Но почему Петр Степанов на это, рискованное для него дело, пошёл?
«Порядок будет» для «своих»?
Дело в том, что ВС ПМР отказался принимать авантюрную идею о повышении газовых тарифов на 68%. Депутаты, понимая, что идёт хладнокровное убийство экономики, повысили тарифы только на 17%. Возможно, и этого делать не следовало, ибо Россия, связанная с ПМР де-факто союзными отношениями, никогда официально не требовала от Приднестровья возврата газового долга. Зато мотивы тех, кто хочет любой ценой утвердить повышение тарифов на 68%, можно попробовать угадать: «Тираспольтрансгаз» исключён из списков предприятий, не подлежащих приватизации. Значит, на горизонте уже маячат те, кто хочет получить столь лакомый кусочек. Вот кому потекут денежки по грабительским тарифам от наших заводов и фабрик (которые сразу не умрут).
Депутаты таким способом попытались спасти экономику ПМР. Но тут в дело вмешался Евгений Шевчук, никогда не работавший, как и Премьер Степанов, в реальном секторе экономики и этот сектор не знающий. Понятно, что уже к середине 2013 года 68%-й взлёт тарифов привёл наше производство, да и не только его, к краху. Это можно было просчитать и в конце 2012 года.
Что делает Е.Шевчук? Он не накладывает вето на принятый закон, что давало бы депутатам возможность это вето Президента преодолеть. Он делает так, чтобы навязать пресловутые 68%. Поэтому он ссылается на незаконный степановский псевдоотзыв проекта бюджета и начинает, игнорируя демонстративно ВС ПМР, править с помощью указов. С его точки зрения, бюджета нет.
А с точки зрения Конституции – бюджет есть. Он принят в трёх чтениях. Окончательно – 25 декабря 2012 года.
Отсутствие бюджета выгодно только тем, кто собирается воровать бюджетные деньги и крутить-вертеть их, пользуясь отсутствием контроля со стороны законодателей. Это удобно. «Своим» – «презренный металл». «Чужим» – сами знаете что…
Так мы живём уже более полугода.
Раньше думай о Родине, а потом – о «своих»!
Но эта весёлая кое для кого жизнь может дать трещину, если через Конституционный Суд депутаты докажут, что Президент обязан признать: бюджет принимался законно. А вот его игнорирование ничего общего с законом не имеет. И тогда раздастся громкий голос Его Величества Закона: господин Президент, немедленно подпишите принятый 25 декабря 2012 года бюджет!
Вот почему последовало «устное ходатайство» в адрес Конституционного Суда: а давайте рассмотрим этот вопрос перед очередной годовщиной Октябрьской революции! А мы спросим: а почему не сразу после Дня Республики 2 сентября? Разве бюджет не надо принять как можно скорее? Разве это нормально, что к 5 ноября исполнится почти год, как ПМР живёт без бюджета? Разве это не даёт повода нашим врагам для издевательств и зубоскальства, а друзьям – для горечи и сожаления?
Почему наше высшее руководство о престиже Родины не думает? Почему оно не ищет согласия ветвей власти?
Раздолье для беспредельщиков
Я предполагаю, что ноябрь выбран не случайно. Возможно, расчёт команды Президента строится на том, что к 5 ноября нынешний парламент Приднестровья будет распущен. Значит, и рассматривать будет нечего. И говорить будет не с кем.
Смотрите, что происходит. Подконтрольное Е.Шевчуку руководство Приднестровской Компартии во главе с Олегом Хоржаном нагнетает страсти и говорит о роспуске и даже устами некоторых участников последнего Пленума ЦК ПКП, о «свержении» Верховного Совета. Если депутаты проявят стойкость, их угрожают начать свергать с середины октября. Быть может, к 5 ноября надеются управиться.
Президент также предлагает законопроекты: о гражданстве ПМР и о статусе депутата. По гражданству: он требует ввести практику фактического лишения гражданства. При этом любой приднестровец становится незащищённым от произвола властей: стоит сверху приказать найти какое-то мнимое нарушение при оформлении гражданства ПМР – даже в 1990-х годах – как самый заслуженный человек может лишиться своего паспорта. Не лучше и с нардепами. Раньше как? Полномочия депутатов прекращались в тот момент, когда собирался представительный орган нового созыва. Старый ВС ПМР пост сдал, новый – пост принял!
А сейчас нам подбрасывают: депутат перестаёт быть депутатом с момента роспуска Верховного Совета. А новые депутаты обретают свои полномочия только с того момента, когда на заседании нового парламента их полномочия признает мандатная комиссия.
Выходит, от момента роспуска старого парламента и сбора нового в стране вообще нет никакой законодательной власти. Вот где раздолье для воров и беспредельщиков, вот где может разгуляться неограниченная диктатура!
Вместо заключения
В данном случае Конституция, закон и правда – на стороне Верховного Совета. Депутатам просто надо принципиально отстаивать свои конституционные полномочия и требовать от исполнительной власти оставаться строго в рамках конституционного поля. А отдельным политикам, мечтающим о монархии по-приднестровски, следует помнить: авантюры не всегда удаются.
Иногда за них приходится отвечать. И ответственность эта бывает весьма суровой…