8 Апреля /MOLDOVAinform/. Правозащитница Ольга Курносова выступила с открытым обращением к главе правления ОАО «Газпром» Алексею Миллеру способствовать освобождению двух директоров «Нефтяной индустрии Сербии» (NIS) – россиянина Виктора Славина и украинского гражданина Джаджита Сингха, которые с 13 ноября 2013 года находятся под арестом в тюрьме Панчево. Публичное обращение было на состоявшемся в пятницу, 4 апреля, пикете перед головным офисом «Газпрома» на Наметкина, 16, сообщает ИА «ВЕСТИУА».
Курносова предложила Миллеру взять под личный контроль ситуацию с «балканскими пленниками». «Господин Миллер! Сингх и Славин находятся сейчас в сербской тюрьме. У меня на плакате написано: «Миллер! Возьмите дело Сингха – Славина под личный контроль!». Я прошу Вас лично разобраться в этом вопросе. Я хочу понять, что у нас происходит? У нас действительно борются с коррупцией, у нас действительно защищают своих людей? Поэтому я прошу: займитесь этим делом лично, возьмите дело Сингха – Славина под личный контроль и помогите вытащить ребят из сербской тюрьмы», - заявила Курносова.
В пятничной акции перед штаб-квартирой «Газпрома» приняли участие общественники Москвы и Санкт-Петербурга. Призывая освободить панчевских узников, они развернули плакаты с лозунгами:«Миллер! Вы будете бороться с коррупцией и клановостью в Газпром нефти?», «Свободу Сингху и Славину!», «Русские своих не сдают?» и «Миллер! Разберитесь с погрязшим в коррупции директором NIS Кравченко!».
Славин и Сингх оказались в тюрьме по огульным подозрениям в «коррупции». Тогда же задержали, но потом отпустили под залог (400 тысяч евро) владельцев австрийской BMR Group (подрядчик NIS) - Драгишу Деспотовича и его сына Александра. Старший Деспотович не фигурировал в «антикоррупционном» деле, его схватили прямо в офисе полиции, когда он пришел выяснить, что с сыном.
Специалисты уверены, что аресты инспирированы шефом службы безопасности NIS Игорем Тарасовым в паре со своим замом Игорем Черновым, курирующим НПЗ Панчево, при согласии гендиректора NIS Кирилла Кравченко (сын социолога Альберта Кравченко, попавшегося на плагиате). К Тарасову тянутся и ниточки агрессивной кампании, которую против Сингха и Славина развернули некоторые российские и сербские СМИ, включая ИТАР-ТАСС.
Долгое время факты произвола к Славину игнорировал Александро Чепурин, российский посол в Сербии. Подобную позицию дипломата можно объяснить исходя из того, что Тарасов когда-то сам работал в дипмиссии, притом в 2006 году был ее первым секретарем. Вопрос с Сингхом украинские дипломаты пытаются решить на свой страх и риск. Еще в ноябре завершил свою миссию посол Виктор Недопас, преемника ему не подобрали ни Янукович, ни Турчинов.
В прокуратуре Панчево дело Сингха – Славина курирует зампрокурора Оливера Секулич Шошдеан (Olivera Sekulić Šošdean). 13 марта судом до 12 апреля продлен срок содержания обоих в СИЗО.
При осуществлении следственных мероприятий допускались серьезные отступления от юридических норм.В частности, была использована самая тяжкая часть 367-й статьи в уголовном кодексе. Как считают юристы, подобного состава преступления принципиально нет. Произвольная трактовка статьи 367 позволяет удерживать Слаивна и Сингха в СИЗО и через 60 суток после ареста.
В Сербии еще до предъявления обвинений арестантам их адвокаты могут знакомиться с материалами дела. Но в ситуации с NIS cлучился «прецедент», защите дали доступ не к оригиналам «прослушек» от СБ, а транскрипту их перевода с русского.
Обязано гособвинение и обосновывать причины, по которым продлевается срок содержания под стражей. Но в Панчево кивают на полицию, а та не торопится передать улики. Все это выгодно Тарасову с Черновым.
«Вина» коллег, арестованных с их подачи, в том, что Сингх говорил с подрядчиком о том, что надо быстрее и лучше выполнять обязательства, предусмотренные «коррупционным» контрактом. С 19 апреля и до 13 ноября NIS и BMR Group оформили 5 договоров на сумму в 26,1 млн. евро (с НДС) и 1 договор на 54 млн. 34 тыс. динар. В двух случаях за работу готвоа была взяться только эта фирма.
«Коррупционный» контракт, подписанный Славина и десятком человек (в том числеот СБ), предоставлял BMR Group право на 10%-ный бонус (при качественном выполнении работ раньше срока). Летом 2013 года гендиректор NIS Кирилл Кравченко, до того сам контролировавший все контракты, изменил себе и сделал доверенность на имя Славина.
По версии следствия, BMR Group пользовалась преференцией на открытых торгах на понижение. Такую интерпретацию эксперты сочли абсурдной: наоборот, уменьшение аппетитов у крупных подрядчиков снижает риск корпоративного сговора и не бьет по карманам собственников компании.
В материалах дела говорится, что бонус якобы дважды могли передать в Австрии от BMR Group от одного посредника к другому. Иные «улики» кроме трансрипта в деле отсутствуют. Вероятно, Деспотовичей, Сингха и Славина вынуждают оговорить самих себя, но все «коррупционеры» повели принципиально и на давление не поддались.
В январе следователи допрашивали сотрудника СБ NIS Александра Тодоровича. Говоря о сути контракта с BMR Group, он сказал, что если в суде установят, что 10%-ный бонус получили в руки Сингх со Славиным, то NIS потерпела ущерб. И даже если факт взятки не подтвердится, то и тогда NIS якобы несет ущерб, раз об аресте ее топ-менеджеров рассказали журналисты.
Совсем скоро, станет понятно, восстановится ли по отношению к «балканским пленникам» Газпрома справедливость или нет.