поиск
Распечатать

«Газпром» закрыл глаза на коррупцию в СБ NIS по указке ЦРУ?

abitek.su

15 Апреля /MOLDOVAinform/. В разгар «газовой войны» с Украиной под все большим вопросом находится дальнейшее будущее одного из приоритетных проектов ОАО «Газпром» – строящегося по дну Черного моря глубоководного магистрального газопровода (МГП) South Stream («Южный поток»), сообщает УИА "KPUNEWS".

Удар по важнейшему элементу газотранспортной системы (ГТС) «Южный коридор» могут нанести не в Крыму, а в Сербии. Здесь не утихают скандалы вокруг коррупции в службе безопасности дочерней компании ОАО «Газпром нефть» - NIS. Дополнительную «изюминку» в дело вносит тот факт, что в СБ внедрен человек от ЦРУ – бывший офицер югославской армии Пашич.

Суммарная проектная мощность четырех ниток «Южного потока» - 63 млрд кубометров «голубого золота» в год. Оценочная стоимость проекта - 15,5 - 16 млрд евро (в том числе морского участка длиной 930 км - 10 млрд евро). Ввод первой нитки газопровода запланирован на конец 2015 года.

Строительство началось не в ноябре 2010 года, как предполагалось изначально, а с 7 декабря 2012 года. Участие в торжественной церемонии запуска, состоявшейся на компрессорной станции «Русская» у Анапы (Краснодарский край), приняли президент РФ Владимир Путин и председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер.

Перед этим, в октябре 2011 года, в Амстердаме был зарегистрирован оператор морского участка проекта – четырехсторонний консорциум South Stream Transport B. V. Его акционерами стали «Газпром» с долей в 50 % и итальянский концерн Eni (20 %), а также немецкая компания Wintershall AG и французская компания EDF Group с равными долями по 15%

Для прокладки сухопутных участков Россией были подписаны межправительственные соглашения с Австрией, Болгарией, Венгрией, Грецией, Сербией, Словенией, Хорватией и Австрией. Также были зарегистрированы паритетные совместные предприятия. 50% акций в каждом случае доставалось «Газпрому». Остальные 50% - соответственно болгарскому холдингу БЕХ ЕАД, австрийской компании OMV, венгерской MVM, греческой DESFA S.A. и словенской Plinovodi d.o.o.

На стадии учреждения пребывает СП с участием хорватской Plinacro d.o.o. В числе потенциальных участников проекта в «Газпроме» видят и Румынию. Особая же роль принадлежит Сербии. 25 января 2008 года Москву посетил тогдашний президент Борис Тадич, а тогдашние премьеры двух стран Виктор Зубков и Воислав Коштуница подписали пакетное энергетическое соглашение.

По этому соглашению «Газпром» за 400 млн. евро выкупал 51% акций NIS (с учетом нескольких сотен миллионов евро долгов, которые российская компания обязалась гасить за счет своих денег). Этим же документом предусматривались прокладка South Stream (Južni tok) по сербской территории и завершение строительства подземного газохранилища (ПГХ) «Банатский двор» на месте истощенного газового месторождения в 60 км к северо-востоку от Нови-Сада, столицы автономного края Воеводина.

24 декабря 2008 года «Газпром» подписал с ГП «Сербиягаз» Основные условия Базового соглашения о сотрудничестве по проекту South Stream на территории Сербии, а 15 мая 2009 года -само Базовое соглашение. В ноябре 2009 года получила регистрацию совместная проектная компания South Stream Serbia AG. Доля «Газпрома» составила не 50%, а 51%, а ГП «Сербиягаз» (учреждено 1 октября 2005 года в связи с реорганизацией NIS) - оставшиеся 49%.

ПХГ «Банатский Двор», ставшее одним из крупнейших газохранилищ Юго-Восточной Европы (активный объем хранения 450 млн. кубометров, производительность на отбор - 5 млн. «кубов»), было торжественно сдано в эксплуатацию 21 ноября 2011 года.

29 октября 2012 года стороны объявили о положительном окончательном инвестиционном решении по строительству сербского участка South Stream. В настоящее время ведется разработка Сводного ТЭО. 27 марта 2013 года подписан долгосрочный (на 10 лет) контракт на ежегодную поставку в Сербию до 1,5 млрд кубометров газа.

Свои коррективы в «планов громадье» неумолимо вносит сама жизнь, в частности недавние события в Крыму, где сепаратисты незаконно экспроприировали ПАО «Черноморнефтегаз» и ПАО «Укртрансгаз» («дочка» НАК «Нафтогаз Украины»). Еще 12 марта, не дожидаясь референдума 16 марта, в Крым прибыла московская делегация, которой руководил Виталий Маркелов, зам Миллера по производственному блоку, член совета директоров South Stream Transport.

После этого специалисты из украинского Центра глобалистики провели расчеты, что если морской участок «Южного потока» будет проложен через Крым, стоимость МГП уменьшится на 20 млрд долларов США. Но комиссар Евросоюза по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер выступил за экономические санкции в отношении Москвы и от лица Еврокомиссии приостановил переговоры по South Stream. А генеральный управляющий Eni Паоло Скарони допускает даже такой вариант, что лицензию на строительство газопровода вообще могут отозвать!

А ведь 7 декабря 2012 года ничто не предвещало беды! Вместе со Скарони на праздник к Путину и Миллеру приехал не только гендиректор ГП «Сербиягаз» Душан Баятович. За церемонией запуска наблюдали председатель cовета директоров South Stream Transport Хеннинг Фошерау и главный исполнительный директор консорциума Марсель Крамер, главный исполнительный директор компании EDF Анри Проглио, председатель совета исполнительных директоров BASF SE Курт Бок, главный исполнительный директор MVM Чаба Байи и исполнительный директор БЕАХ ЕАД Михаил Андонов и гендиректор Plinovodi d.o.o. Марьян Эберлинц.

Украинская авантюра Кремля - не единственный фактор риска для «Газпрома» и South Stream. В нынешней непростой ситуации уместно увидеть символизм, читать знаки. На написание гимна «Ще не вмерла Україна» его автора Павла Чубинского, учившегося в столице Российской империи, вдохновил братский пир с сербскими студентами.

И бой зарвавшимся топ-менеджерам «Газпрома», его «дочек» и «внучек», дадут не только на берегах Днепра, но и на Дунае - в сербской Воеводине. В этом благодатном краю до сих пор не урегулированы вопросы по отводу земель под сербский участок «Южного потока». Юридические коллизии создают питательную почву для коррупционных схем, махинаций с землей, то есть «тихого» саботажа проекта.

Еще до украинских событий Брюсселя (где та же NIS первой из сербских компаний открыла представительский офис) давал понять, что нормам европейского права не отвечают некоторые из базовых документов по «Южному потоку».

Свое недовольство высказывал и вице-премьер Александр Вучич, заявивший в эфире государственного телеканала РТС: «Вы делаете 380 миллионов евро прибыли. Мы знаем, что вы это сделали, используя в основном нашу отечественную нефть, а не благодаря необыкновенным и гениальным управленческим результатам. Если сербская доля в NIS составляет 29%, то, извините, почему все деньги отправляются в развитие? Почему каждый год всю прибыль забираете вы?».

Эти вопросы должны услышать не только предправления «Газпром нефти» и зампред собрания акционеров NIS Александр Дюков с председателем совета директоров Алексем Миллером, заседающим и в наблюдательном совете South Stream Transport.

Тревожный звонок должен дойти и до гендиректора NIS Кирилл Кравченко, позиционирующего себя едва ли как не главного «евроинтегратора» Сербии и даже провернувшего на территории ЕС (на итальянском курорте Бари) брачную аферу со своей секретаршей Еленой Стадниченко.

Правильные оргвыводы стоило бы сделать и директору службы безопасности NIS (функции корпоративной защиты) Игорю Тарасову (бывший первый секретарь посольства РФ в Сербии) со своим замом Игорем Черновым, куратором НПЗ Панчево. Ими, а также их коллегами по СБ Деяном Павловичем и Александром Тодоровичем есть, чего скрывать от общественности. Ведь именно они заказали аресты двух директоров NIS – Виктора Славина и украинского гражданина Джаджита Сингха, принципиально отказавшихся втягиваться в теневые коррупционные схемы CБ NIS.

Еще один вопрос, ответа на который бывалый спецслужбист Тарасов (прослужил 38 лет в органах госбезопасности СССР и России) дать вряд ли сможет. Для чего в СБ NIS, превратившейся в мафиозную структуру, трудоустроен человек от ЦРУ США – бывший военный Пашич?